Транспортный налог: что изменится в 2023 году


Предыстория вопроса касается тех времен, когда транспортный налог решили привязать к прохождению автомобилем техосмотра. На станциях диагностики тут же предложили выплачивать две суммы одновременно — за выдачу разрешения на движение по автодорогам и сам налог. Многие посчитали, что это слишком много, и техосмотр перестали проходить.

Долгое время контролирующие структуры пытались убеждать нарушителей, но все без толку. Наконец, видеокамеры на дорогах научили «видеть» не пройденный техосмотр. Это резко увеличило число посетителей станций диагностики. А в 2021 году транспортный налог отвязали от техосмотра. Его плательщиками стали более 236 тыс. автовладельцев.

Ставки нового налога зависят от разрешенной максимальной массы, вместимости или определяются за одну единицу транспортного средства. Их размер в 2023 году корректировать не планируется, но в проекте изменений в Налоговый кодекс прописаны другие новации.

Вот они:

расширить список льгот. Сюда может войти транспорт, который обращен в доход государства по решению компетентного органа. Он уплаты налога могут быть освобождены машины, оборудованные для использования инвалидами, о чем имеется запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
уточнить льготные условия по транспортному налогу для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, инвалидов I или II группы, пенсионеров и многодетных родителей. Сейчас эти категории граждан имеют право на снижение налоговой ставки до 50 % только при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории. Поправки вносят и в отношении автовладельцев, которые являются инвалидами III группы. На данный момент такие плательщики уплачивают транспортный налог в размере 75 % от полной ставки.
Планируется, что эти льготники смогут получить скидку в том же размере, что и раньше, но расширится список типов транспортных средств. В него хотят включить прицеп (полуприцеп) и транспортные средства, в отношении которых отсутствуют сведения об их типе. Условие для получения льготы остается прежним — нужно предъявить действительное водительское удостоверение соответствующей категории;

прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Право собственности на автомобиль, который является предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.

«Транспортная неделя»: по каким дорогам поедет Россия после санкций


В Москве проходит «Транспортная неделя» — мероприятие, которое посетили чиновники высшего звена РФ — выяснить, какими путями будут двигаться субъекты хозяйствования для обхода санкций.

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов выступил на пленарной дискуссии «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях», где обозначил проблемы и пути их решения. Особенно важны транспортно-логистические коридоры, которые помогут — если их достроить и развить.

Итак, в 2022 году России заблокировали транспортные артерии в Европу. Внешнеторговый оборот со станами ЕС упал с апреля по сентябрь 2022 года на 25% — если сравнивать с аналогичным периодом 2021 года. Оборот с Китаем и Юго-Восточной Азией, напротив, увеличился почти на 10%, на южном направлении — на 56%.

Поэтому одним из важнейших вопросов Белоусов назвал развитие ключевых транспортно-логистических коридоров.

«Самый исторически мощный», по словам чиновника — восточный коридор. Его протяженность — 11–12 тыс. км, провозная мощность — 280 млн т. Этого, впрочем, недостаточно для обеспечения развития страны. Поэтому в планах — увеличить провозную мощность до 350 млн т грузов в год до 2030 года.
Протяженность коридора в направлении Азово-Черноморского бассейна с выходом в Турцию и страны Северной Африки — 3,5 тыс. км., текущая провозная способность — 180 млн т. И в этом случае Белоусов ожидает прироста в 300 млн т, после чего коридор будет соразмерен по мощности с восточным направлением.
«Исключительно важное значение» — у коридора «Север — Юг». Эта транспортная артерия идет от порта Усть-Луга до иранских портов Бендер-Аббас и Чабахар с выходом в Индийский океан. Его протяженность — 5 тыс. км, текущая провозная способность — 14 млн т. Российские власти планируют увеличить провозную способность коридора вдвое — до 32 млн т.
По ценам Белоусова, в перспективе коридор «Север — Юг» может изменить мировую логистику глобальных транспортных потоков.

Здесь стоит вспомнить о характеристике коридора, которую на той же «Транспортной неделе» дал министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев.

Руководитель констатировал сложности перевозок. Полному раскрытию потенциала МТК «Север — Юг» препятствуют недоделки — отсутствие на некоторых участках недостроенных участков железной дороги, узкие места наземной, портовой и логистической инфраструктур, которые препятствуют развитию перевозок грузов и увеличению их объемов.

Арзыбек Кожошев обозначил МТК «Север — Юг» ключевым звеном новой логистики. Потенциал направления еще не раскрыт в полной мере, несмотря на преимущества и возможности такого коридора.

Словно отвечая на эти слова, Белоусов подчеркнул: каждый коридор должен стать бесшовным, что требует регуляторных изменений в рамках соглашений с сопредельными странами.